15 октября 1966 г. была создана Гомельская полевая геофизическая экспедиция треста «Башнефтегеофизика». Эта дата стала точкой отсчета в развитии белорусской геофизики. Экспедиция была преобразована в трест «Белоруснефтегеофизика», а в 1988 г. – в ПО «Западнефтегеофизика», правопреемником которого через 10 лет стало Управление полевых сейсморазведочных работ. В развитии и становлении белорусских сейсморазведчиков важную роль сыграл их профсоюз.
Музей управления
Информации о деятельности профсоюза ПО «Западнефтегеофизика», которое более 30 лет было самостоятельной организацией, не входящей в состав «Белоруснефти», не так много. Отдельные документы и фотографии есть в музее УПСР.

Здесь хранятся профсоюзные «артефакты», бережно передаваемые из поколения в поколение, личные документы работников. Среди них – учетная карточка члена профсоюза Василия Ковалёва (от 15 января 1986 г.) и его профсоюзный билет. Через 12 лет Василий Степанович возглавил УПСР. Есть заявление на удержание профвзносов, профсоюзный календарь, Устав профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности, постановления о поощрении работников и ветеранов профсоюза, дипломы Миннефтепрома и ЦК профсоюзов рабочих нефтяной и газовой промышленности, почетные грамоты, удостоверения…

Самый свежий экспонат – мандат для голосования начальника УПСР Андрея Лозового, появившийся в музее стразу после окончания профконференции. Особое место занимают дипломы о награждении переходящим Красным Знаменем и сами знамена, а также медаль «За трудовые заслуги», врученная члену профсоюза УПСР Виктору Цалапову Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Рядом хранится и фото, где запечатлен момент награждения.
В семье нефтяников
В 1998 г. председателем профкома УПСР была избрана Любовь Корж. Белорусские сейсморазведчики, ранее бывшие частью коллектива ПО «Западнефтегеофизика», только приноравливались к новым реалиям. Любовь Ивановна сумела эффективно настроить механизм профсоюзной работы в новом управлении.
– Я работала в сейсморазведочной партии, была председателем профкома, – вспоминает она. – Профсоюзная деятельность занимала особое место в моей жизни. Мы организовывали спортивные и творческие мероприятия, посещения театров, концертов, выставок. Уделяли внимание ветеранам, поздравляя их с праздниками, днями рождения, юбилеями. В сентябре 2001-го меня перевели в профсоюз ПО «Белоруснефть» главным специалистом по организационной работе.

Сергей Ковтуненко вспоминает:
В то время, когда я устроился работать в ПО «Западнефтегеофизика», профсоюзом объединения руководил Василий Герасенко. В каждой сейсмопартии, а их было 15, была своя профсоюзная группа. В 1991 году я возглавил профгруппу партии, в которой трудился. Работать в полевых условиях было нелегко, поэтому профком помогал, чем мог. Помню, как в полевые лагеря часто наведывался генеральный директор ПО «Западнефтегеофизика» Рамиль Нургалеев, который держал деятельность всех сейсмопартий на контроле. Причем интересовался не только производством, но и условиями работы, бытом, помогал в решении многих вопросов.

Коллеги отзываются о Ковтуненко как об умелом организаторе работ, всегда заботившемся о людях. Сергей Петрович прилагал максимум усилий для организации полевых лагерей на месте проведения сейсморазведочных работ, не считаясь с личным временем. Как говорится, дневал и ночевал в лагере. Но результата добился – работники были обеспечены трехразовым питанием, жили в благоустроенных вагонах-домах с душевыми. Для занятий спортом в свободное время в полевых лагерях установили турники, брусья.
Спорт и досуг
Среди коллег по профсоюзной линии Сергей Ковтуненко отметил Валентину Михаленко, Ирину Гаврилову и Валентину Плесовскую. Именно они были его соратниками, основной движущей силой, активом профкома УПСР. Большую поддержку в становлении и развитии первичка управления получала и от профсоюзной организации «Белоруснефти» во главе с Анатолием Лебединским. Помимо содействия в решении повседневных вопросов и делопроизводстве помощь оказывалась в приобретении инвентаря, спортивных костюмов для сборной УПСР и многого другого. Тем более, что наряду с другими направлениями деятельности профкома, популяризации спорта в управлении стали уделять большое внимание.
– Я сам в прошлом футболист, – говорит Сергей Ковтуненко. – Не люблю проигрывать, стараюсь все сделать для победы, для достижения поставленной цели». Результаты такого подхода не заставили себя ждать. Сейсморазведчики быстро набрали обороты. Спортивная команда УПСР входила в то время в пятерку лучших в объединении, составляя конкуренцию лидерам спартакиады. Особенно в таких видах как футбол, волейбол и баскетбол.

Рассказал Сергей Петрович и про необычное, красивое место для отдыха на берегу Днепра, где любили собираться представители УПСР в выходные дни. Это домик бакенщика в Левашах. С его хозяином – специалистом по установке бакенов (плавучих знаков на якоре для обозначения фарватера и опасных мест на реках) – коллектив УПСР связывают давние дружеские отношения. Членам профкома здесь можно было отдохнуть на природе, покататься на дебаркадере, посидеть у костра, приготовить еду на мангале.

Сергей Ковтуненко награжден Почетными грамотами ПО «Западнефтегеофизика», концерна «Белнефтехим», УПСР, благодарностью УПСР, знаком «Ганаровы нафтавік». Дважды (в 2009 и 2013 гг.) заносился на Доску почета управления. Его общий стаж работы в нефтяной отрасли – почти 43 года. Сейчас Сергей Петрович на заслуженном отдыхе, но поддерживает связь с управлением, является председателем Советов ветеранов УПСР. Активно участвовал он и в создании музея.
Преемственность поколений
16 лет Сергей Ковтуненко отдал профсоюзной работе в УПСР. Эту эстафету он передал Владимиру Шумскому (ныне – первый заместитель начальника управления – главный инженер).

– Я в то время работал заместителем начальника сейсморазведочной партии № 2, – рассказывает Владимир Евгеньевич. – Дружная профсоюзная семья во главе с Анатолием Лебединским тепло приняла меня в свои ряды, оказала методическую помощь в делопроизводстве первички. Мы сотрудничали тогда с Речицким представительством предприятия «Белтурист», и наши работники смогли побывать в Одессе, Санкт-Петербурге, Лиде, Гродно, посетить Мирский замок и ряд других интересных мест в ходе организованных профкомом экскурсий. Напряженным для профкома был 2020 год из-за COVID-19. Мы закупали бесконтактные термометры, медицинские маски, локтевые дозаторы и дезинфицирующие средства, оказывали необходимую помощь коллективу. Также принимали активное участие в создании музея управления.
Следующим председателем профкома УПСР был Андрей Кульченко. А с 2022 г. лидером первички сейсморазведчиков стал Виталий Вороненко.

Рассказывает:
Я работаю председателем третий год. Сначала многому приходилось учиться, постигать профсоюзные премудрости на ходу. Работа эта мне нравится. Стараюсь найти общий язык со всеми. Прямолинейность здесь не всегда помогает, ведь люди бывают чувствительны к критическим замечаниям. Нужно быть очень внимательным, чтобы ненароком не потушить робкий огонек проявленной инициативы. Зато вовремя оказанная поддержка может окупиться сторицей.
Сегодня на учете в профсоюзе УПСР состоит 570 человек, из них 150 – ветераны.
Я бы сравнил работу профсоюза с игрой на музыкальных инструментах, – резюмирует Виталий Вороненко. – В обоих случаях аудитория – это люди. Профсоюз, как и музыка, обладает свойством объединять и сплачивать, создает дружную команду. Важно запастись терпением и настойчивостью – и все получится. Любой профсоюз держится на активистах, радеющих за общее дело. Такими людьми являются казначей Наталья Гизунова, секретарь Елена Фатхуллина, члены профкома Ирина Гаврилова, Юрий Бондаренко, Виталий Будюхин, Даур Капба, Мария Павловец. Все они – активная и мобильная команда, моя главная опора в профсоюзной деятельности.