Меню

    Строительство крупнейшей в мире системы магистральных нефтепроводов под названием «Дружба», пролегающей в том числе по югу Беларуси, дало импульс развитию нефтяной промышленности и привело к появлению новой плеяды людей — нефтепроводчиков. С тех пор вот уже на протяжении 55 лет успешно работает ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которое снабжает углеводородным сырьем белорусские НПЗ и обеспечивает транзит нефти европейским потребителям.
Генеральный директор Олег БОРИСЕНКО убежден, что ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — предприятие с мощным кадровым и технико-экономическим потенциалом, способное решать самые сложные задачи.

Олег Леонидович, текущий год оказался для предприятия непростым. Как в этих условиях сработал коллектив?
— Магистральные нефтепроводы ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — это уникальный технологический комплекс, созданный более полвека назад.      За годы существования нефтепроводная отрасль демонстрировала высокие темпы развития, и сегодня она является важной составляющей топливно-энергетического комплекса нашей страны.
Коллектив предприятия способен оперативно действовать при любых обстоятельствах. Это наглядно показала ситуация, возникшая в апреле этого года из-за поставок некондиционной российской нефти, которая, заполнив нефтепроводы «Гомельтранснефть Дружбы», достигла Украины и Польши. Только в трубопроводах гомельской «Дружбы» находилось более 870 тыс. т нефти, загрязненной хлорорганическими соединениями. Случай нестандартный — за годы существования трубопроводной системы «Дружба» подобного не было. Равно как и не было опыта реагирования в такого рода чрезвычайных ситуациях. В этих условиях коллектив предприятия сработал достойно. Благодаря инженерным знаниям и принятым на их основе техническим решениям мы смогли развернуть транспортировку в обратную сторону, прокачав в Россию почти миллион тонн нефти.
ОАО «Гомельтранснефть Дружба» четко выполняло взятые на себя обязательства, открыто вело диалог с российскими и европейскими партнерами. При активном участии заместителя премьер-министра Беларуси Игоря Ляшенко, руководителей концерна «Белнефтехим» была разработана дорожная карта, предусматривающая меры по замещению загрязненной нефти в части трубопровода, проходящего по территории Беларуси. Выполнение запланированных мероприятий позволило уже через три недели восстановить поставки в южном направлении на нефтеперерабатывающие заводы Венгрии, Словакии и Чехии, а через два месяца — возобновить транзит нефти на НПЗ Польши и Германии. Работа нефтепроводной системы «Дружба» была восстановлена. Таким образом мы избежали серьезных проблем и обеспечили внутренние потребности Беларуси, а также потребности европейских странв топливно-энергетических ресурсах.
— Как эта ситуация сказалась на финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

— Длительная остановка нефтепровода негативно повлияла на финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и привела к недополучению выручки в 23 млн долларов. Неизбежным и обязательным условием для восстановления доходов стало доведение объемов перекачиваемой нефти по итогам года до запланированных либо увеличение тарифов.

В ходе переговоров с российскими партнерами, которые проводились на различных площадках и в разных форматах, удалось достигнуть договоренности о необходимости повышения тарифов на транспортировку нефти через Беларусь. Принято решение, что с 1 сентября 2019 года они будут увеличены на 3,7%. Вместе с этим российская сторона взяла на себя обязательства стремиться к объемам прокачки, которые обеспечат ОАО «Гомельтранснефть Дружба» выручку в соответствии с бизнес-планом на 2019 год. Это первый этап. По итогам работы за год ситуация с прокачкой нефти по белорусской части трубопровода будет проанализирована, после чего мы определимся с дальнейшими действиями.
— Достижение объемов выручки в соответствии с бизнес-планом особенно актуально, если учесть вложения предприятия в модернизацию производственных мощностей?
— Даже в таких обстоятельствах мы не приостанавливали программу модернизации. В первом полугодии реализовано 12 проектов инвестиционной программы. В их числе — четыре важных объекта. Прежде всего, это реконструкция 60—87 км магистрального нефтепровода «Мозырь — Брест-2», трасса которого пролегает в пойме Припяти и проходит по территории Припятского национального парка, пересекая 13 мелиоративных каналов. В период паводка участок заливало водой, в аварийной ситуации возникал высокий риск нанесения ущерба экосистеме национального парка. Также сдан в эксплуатацию подводный переход магистрального нефтепровода на участке ЛПДС «Мозырь» — НПС «Туров» через реку Ствигу. Подключены новые нитки трубопровода в рамках проекта реконструкции подводного перехода на участке НПС «Туров» — НПС «Пинск» через Припять и Пину. Успешно завершены испытания нового резервуара объемом 20 тыс. м3 на ЛПДС «Мозырь». На нем установлена алюминиевая купольная крыша, аналогов которой нет в Беларуси.

— Реализация инвестиционной программы продолжается без сбавления темпов и во втором полугодии?
— Второе полугодие в части модернизации является более напряженным по количеству объектов — их около 40. Определенные сложности вносит и то, что большинство из них расположено в местности с высокой сельскохозяйственной активностью и в непосредственной близости к населенным пунктам.

По итогам года мы планируем выйти на замену в общей сложности не менее 60 км нефтепроводов. Это трубопроводы, которые были построены в 1960-е годы. Модернизация нефтепроводов позволит оптимизировать режимы перекачки и повысить экологическую безопасность при транспортировке нефти.

Кроме того, мы должны ускорить темпы модернизации ЛПДС «Мозырь». Это реконструкция девяти емкостей резервуарного парка, находящихся в эксплуатации более нормативного срока службы, а также насосной станции № 4. Реконструкция насосной станции позволит оптимизировать режим транспортировки на участке «Мозырь — Броды», а также осуществлять транзит с минимальным энергопотреблением.
Несмотря на сложившийся кассовый разрыв вследствие весеннего инцидента, год планируем завершить с выполнением всех обязательств по инвестиционной программе, ведь это вложения, прежде всего, в безопасность нефтепровода, которая является залогом эффективной работы всей системы «Дружба».
— Скажите, чему в целом научила ситуация, связанная с загрязнением нефти?
— Тому, что проблема может появиться там, где ее не ожидаешь, и привести к непредсказуемым последствиям. Качество поступающей нефти было данностью, никто не мог предположить, что она вдруг может стать ядовитой, отравленной, непригодной для транспортировки.

      Произошедшее научило относиться к качеству нефти по-другому, через призму самых высоких стандартов. В данном вопросе взаимоотношения с российскими коллегами строились на доверии, на протяжении десятилетий эта практика не давала сбоев, однако теперь мы будем придерживаться принципа «доверяй, но проверяй».
Именно поэтому на ЛПДС «Мозырь» все испытания по органическим хлоридам переведены в разряд приемо-сдаточных, то есть отныне они проводятся не раз в десять дней, а ежесуточно для всех партий нефти. На НПС «Гомель» с 1 августа введено дополнительное рабочее место испытательной лаборатории для оперативного контроля качества нефти, поступающей в нашу страну. Отбор проб осуществляется на границе Республики Беларусь. Такой мониторинг позволит нам в случае обнаружения некачественной нефти незамедлительно отреагировать и не допустить ее поступления на территорию страны. Мы намерены обсуждать вопрос о внесении изменений в регламент взаимодействия с брянской «Дружбой», которые в первую очередь будут предусматривать право и обязанность остановки транспортировки в случае выхода параметров качества нефти за пределы ГОСТа. Одновременно мы работаем над созданием современных систем измерения количества и качества нефти на белорусской территории — на границе как с Россией, так и с Польшей. При одобрении концерном «Белнефтехим» готовы приступить к строительству этих узлов учета.
Также раньше мы не могли представить ситуацию, что придется возвращать нефть в Российскую Федерацию. Теперь понимаем: это возможно. И чтобы второй раз не садиться за стол переговоров и на протяжении нескольких месяцев не обсуждать, казалось бы, очевидное решение — имею в виду возврат сырья, мы будем настаивать на внесении в договор пункта об обязательствах поставщика забрать некондиционную нефть и оплатить все затраты по ее транспортировке.
Еще один вывод. В договоре должны быть прописаны жесткие условия по вопросам корректировки планов транспортировки и возмещению прямого ущерба по выпадающим объемам. Сегодня ПАО «Транснефть» может изменять график поставок в одностороннем порядке. Мы считаем, что график транспортировки должен корректироваться по взаимному согласию, а в случае невыполнения объемов на поставщика должен налагаться штраф. Именно на таких условиях российский оператор строит свои отношения с производителями нефти: они заказывают определенные объемы транспортировки и сдают нефть по определенному графику. В случае нарушения объемов и сроков производители несут штрафные санкции в размере оплаты транспортировки.
Таким образом, выводы сделаны, они легли в основу проектов регламента и договора по взаимодействию с нашими российскими партнерами.
— В юбилейном для предприятия году было немало хороших событий. Как прошел конкурс профмастерства на базе ЛПДС «Мозырь»? Есть ли достижения у дружбинцев на международных соревнованиях в Казахстане?
— Мы понимаем, что повышение профессионализма и качества кадрового состава — это важная часть управленческой стратегии, ведь от квалификации и опыта работников зависит то, как в конечном итоге будет работать нефтепровод. Обучение за партой — дело хорошее, но практические навыки можно приобрести только в условиях, приближенных к реальным. Для этого на площадках ЛПДС «Мозырь» проводятся ежегодные соревнования. Они определяют лучших работников «Гомельтранснефть Дружба» по 11 специальностям, задействованным в процессе транспортировки нефти. В этом году в конкурсе «Лучший по профессии» пробовали свои силы более 70 работников, прошедших до этого отбор в своих филиалах.
Особую торжественную ноту в мероприятие внесла закладка футурологической капсулы с прогнозом развития трубопроводного транспорта, которая будет вскрыта в 2023 году на 10-летии Международной ассоциации транспортировщиков нефти.
В Атырау для участия в международном конкурсе профессионального мастерства среди нефтепроводчиков отправились и представители гомельской «Дружбы». Состязания проходили 6—8 августа на производственных объектах АО «КазТрансОйл». Конкуренцию нам составили конкурсанты из России, Китая, Казахстана, ряда европейских стран. Уровень конкурса с каждым годом растет благодаря сильному международному представительству, а также новым подходам и требованиям к его проведению. По итогам соревнований представители ОАО «Гомельтранснефть Дружба» завоевали три вторых и одно третье место. Призовые места у электрогазосварщика НПС «Гомель» Владимира Тюшкевича, электромонтера НПС «Пинск» Максима Лесничего, оператора НПС «Гомель» Александра Басенкова и слесаря по ремонту технологических установок ЛПДС «Мозырь» Александра Жильского. Эти достижения — достояние нашего предприятия.
— Что пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника и своему коллективу в канун 55-летия предприятия?
— Сердечно поздравляю всех, кто трудится в нефтяной, газовой и топливной промышленности, и желаю, чтобы в компаниях отрасли присутствовали невероятная сплоченность и солидарность работников, а также высокий уровень доверия и социального партнерства в отношениях с коллегами. Коллективу ОАО «Гомельтранснефть Дружба», который готовится отпраздновать юбилей предприятия, желаю, чтобы в жизни были только приятные события, чтобы рабочие будни были наполнены атмосферой воодушевления, взаимовыручки и дружеского общения!

                                                                                                                                                                                                                                ТЕКСТ и ФОТО Татьяна ЛОЗКО

https://belchemoil.by/news/transportirovka/nadezhnaya-druzhba